Беотия, Фокида, Фтиотида. Пуп земли, Дельфийский Оракул. Триста спартанцев.

Пресытившись Пелопоннескими красотами, на следующий день мы отправились на север, в Дельфы. При свете дня Аттика выглядела посимпатишней.

По дороге в Дельфы мы проезжали несколько областей, в том числе Беотию. Это такая сельськохозяйственная грецкая дупа. Еще в античные времена Беотия была, что называется "село и в конце сильрада", с тех пор, судя по всему, ничего не изменилось.

Несмотря на внешнюю невзрачность, в древности Беотия была просто-таки ареной для всяких грецких трагедий: именно здесь находились семивратные Фивы, про которые писал Гомер и в которых царствовал царь Эдип (да, в честь него назвали соответствующий комплекс).

На Фивы ходил походом Диомед - кореш Одиссея и герой Троянской войны и вообще Беотия наваляла Спарте, а это не цацки-пецки, потому что, как известно, круче спартанцев в Греции были только обрывы у моря (с).

В Фивы мы не заезжали, зато заехали в Орхомен Беотийский, главный соперник Фив в древности. Сейчас там осталась купольная гробница микенской эпохи (примерно 12в. до н.э.), правда, без купола.

 

 

 

Прямо напротив древних развалин стоит церковь из этих же развалин сложенная в 874-м году - Коимисис-Скрипу.

Церковь была закрыта, но зато издалека доносились странные гнусные вопли, напоминающие вопли муэдзина. Немало подивившись на такое явление в глухом грецком селе, мы принялись искать источник звука.

 

 

Источник гнусных звуков перемещался и мы справедливо решили, что врядли это движущийся минарет, тем более, что греки их все поваляли. Поэтому списали все на выборы в грецкие местные советы - ездят там такие дуры по улицам и громко орут что-то в рупор.

По дороге мы проскочили город со знакомым названием Левадия. Оказалось, что Левадийский купец и пират Ламброс Кацонис в 18-м веке основал город в Крыму и назвал его в честь родного города.

Проехали настоящую грецкую горную деревню Арахова, где запаслись сыром на случай голода в Дельфах. Потом я этот сыр ела до конца отпуска, а остатки скормила собакам. У греков своеобразное представление о том, что такое "маленький кусочек" :))

 

 

 

Дельфы находятся в Фокиде, местности ничем, кроме самих Дельф и красивой природы не примечательном.

 

За моей спиной - гора Парнас, которая в древности считалась обиталищем Аполлона и муз, которым он покровительствовал. Она одна из самых высоких в Греции - 2457 м.

Надо сказать, что в печатных изданиях Гревней Дреции гороскопы не публиковались, поэтому греки ничего не делали в своей жизни важного без оглядки на оракула, которых было порядочное количество, но самый главный находился в Дельфах.

Согласно мифу, Аполлон замочил здесь гигантского змея Пифона, который преследовал когда-то мать Аполлона - Лето. Зверушку наслала на нее ревнивая Гера, жена Зевса, потому что Аполлона и Артемиду Лето нагуляла как раз от него.

Зверушка осталась лежать под горой и продолжала вонять через расселину. Когда требовалось пророчество, пифия (специальная тетка-предсказательница) садилась на треножник, нюхала, впадала в экстаз и несла всякую чушь, которую жрецы переводили в стихи.

Перед этим пифия три дня ни с кем не общалась, купалась в Кастальском источнике (вот он, между деревьями струится) и хряцала только лавровые листья. После такого не только пророчить - головы откусывать начнешь!

 

 

Вообще-то пифия не ошибалась, надо было только правильно ее понять. Например, афинянам во время персидских войн она сказала, что их спасет лес. Натурально, афиняне сели на акрополе и обгородились забором. А имелся в виду афинский флот. Это уже после наваляния персам в морском сражении при Саламине поняли.

 

Или вот лидийский царь Крез (это про которого до сих пор говорят, богат, мол, как Крез) спросил, чего будет, если он пойдет войной на персов. Оракул гласил, что падет великое царство. Так и вышло. Царство пало. Крезово.

 

 

Дельфы были очень богатым городом - все, кто приезжал за предсказанием, привозили дары. У каждого царства была своя сокровищница. Это, к примеру, афинская. Мне показалось, что аркадская куда больше, хотя, казалось бы, чего с них взять, с пастухов.

Некоторые царства дарили статуи, этого сфинкса подарил остров Наксос. Вообще, сфинкс - это древнегрецкий персонаж, а уж по его имени обозвали статую у пирамид, которую нашли в Египте.

 

С Дельфами связан еще один грецкий миф. Как-то Зевсу приспичило определить, где центр земли. Он выпустил двух орлов, с востока и с запада, и определил центр там, где они встретились. Вот они: пуп земли (омфал) и Орел.

 

Храм Афины Пронайи. Это одна из кличек Афины, не знаю, как переводится. У каждого бога было по нескольку кличек. Афину называли Эргана (труженица), Промахос (воительница), Паллада и Парфенос (девственница). На фотке такая же странная штука, фолос, как в Эпидавре. Находится рядом с храмом Афины.

Дельфийский оракул - это был здоровенный комплекс, с храмом Аполлона, сокровищницами, многочисленными статуями,

...театром,

стадионом,

гимнасием.

Все самое ценное, хитрые греки спрятали в музей, чтоб не портилось. А оригиналы позаменяли копиями.

На примере означенной статуи я объяснила мужу, как должна выглядеть красивая дядькинская фигура. Положа руку на сердце, скажу, что в Греции по улицам такие не ходят. За все время я видела двух с половиной красивых греков (вторая половина третьего грека была явно турецкой, судя по его носу).

 

А это вовсе не грек - это Антиной, любовник одного из римских императоров, который приказал его обожествлять, поэтому в каждом доме должно было быть по Антиною, как у нас раньше по Ленину, а у турков по Ататюрку.

 

Дядьки не египетские, как может показаться. Просто один из этапов развития скульптуры. Греки пошли дальше, а Египтяне застряли.

 

 

Возле музея обилие котов и туристов радовало глаз. Туристов привлекала шара (воскресенье!), котов - еда.

 

В Дельфах мы провели несколько часов, а показалось, что несколько дней. Водички из источника я напилась, но поскольку чушь я несла и до того, то сложно было определить, действует или нет.

 

 

Вернуться в Мати мы решили другой дорогой, через область Фтиотиду, про которую я знаю только, что это родина Ахилла, но выяснить, где он жил, не представлялось возможным.

Где закончилась Фокида и началась Фтиотида неизвестно, но природные красоты по дороге нам понравились, пожалуй, больше всего.

Эта дорога показалась более сложной, но зато и намного более красивой. Кроме того, возвращаясь по ней мы проезжали Термопилы (или Фермопилы, как их у нас называют), где случилось одно из самых известных сражений древности - между трехстами спартанцами и персидской армией.

На самом деле все немного преувеличено - вместе с союзниками и рабами спартанцев было около 4х тысяч, а персов, по словам Геродота, около миллиона, но это тоже явное преувеличение. Современные ученые считают, что персов было около 200 тыс. Думаю, 4 тысячи против 200 тысяч - это тоже очень впечатляюще.

В то время Фермопильский проход был значительно уже - всего 60 шагов ширины, сейчас русло реки изменило течение и потому вместо прохода целая долина. Это был единственный путь из Северной Греции в южную.По-моему, предыстория сражения отдает каким-то неспартанским свинством. Спартанцы не хотели отправлять большое войско в Фермопилы, потому что собирались стать войском на Истмийском перешейке, который ведет на Пелопоннес и охранять собственно свои земли.

А афиняне предлагали поставить войско как раз в Фермопилах, то есть месте, откуда можно попасть в Центральную Грецию. Совсем отказаться спартанцы не могли: не по-пацански, поэтому отправили маленькое войско во главе с царем Леонидом (царей в Спарте всегда было два, так что запасной остался дома).

 

Зато когда отряд выходил из Спарты, спартанское руководство обливалось крокодиловыми слезами: возьми, мол, Леонид, хоть тысячу, на что он резонно заметил: "Чтобы победить, тысячи не хватит, чтобы умереть, довольно и трехсот".

Вообще Леонид, конечно, был пацан - когда Ксеркс (персидский царь, не путать с Ксероксом) подошел к Фермопилам, он послал гонца со словами "Сложи оружие", на что Леонид ответил: "Прийди и возьми", а когда Ксеркс сказал, что персидские стрелы закроют солнце, Леонид ответил :"Тем лучше, будем сражаться в тени".

 

 

На этом самом поле бой длился два дня, а потом одна грецкая гнида провела персов обходной тропой в тыл спартанцам.

Всех союзников Леонид отпустил домой и добровольно с ними остался только отряд из беотийского города Феспии. Фиванцев Леонид заставил остаться насильно - чтоб не пребежали к врагам. Итого осталось 1200 человек.

К концу сражения у них не осталось даже оружия - затупилось, и тогда начался рукопашный бой. Все спартанцы, конечно, погибли. Остался только один, который лежал в соседней деревне больной. Но его так зачморили по возвращению в Спарту, что он пошел на следующую войну и сразу погиб.

На месте гибели последних спартанцев поставили впоследствии пустой саркофаг - кенотаф (чтобы души обрела покой), на котором была статуя каменного льва (Леонид по гречески Лев, а по-нашему Леня, тьфу!) На саркофаге было написано: "Из зверей я - сильнейший, из людей сильнее всех тот, кого стерегу я здесь в каменном гробе". Кенотаф не сохранился.

 

На том месте, где были похоронены спартанцы, насыпали могильный холм и написали: "Путник, если ты будешь в Спарте, возвести лакедемонянам, что мы пали здесь, верные своему слову."

Я-то девушка чувствительная и в этом месте я с трудом боролась с подступающими соплями. Но даже Орел сказал, что здесь у него "волосы на попе дыбом встали".

 

 

Еще в Фермопилах с тех пор сохранились горячие источники (43 градуса!) с минеральной водой, где мы совершенно бесплатно, как и куча народу, с удовольствием покупались.