Афины.

В Афины мы поехали в последний день, без машины, и, как оказалось, правильно сделали. Передвигаться на машине по Афинам нервов не хватит, а припарковаться вообще нереально. Шум от транспорта такой, что разговаривать на улице невозможно. В Афинах живет около 5 млн. человек, а всего в Греции - около 10 млн.

Когда мы вывалились из автобуса, то абсолютно не ориентировались, где находимся и совершенно неожиданно наткнулись на национальный археологический музей. В общем его посещение было не приоритетным, но раз уж мы тут..

Очень странное ощущение, когда неоднократно видишь какие-то статуи или картины в книжках, а потом видишь их "живьем". Вот это, например, статуя Зевса работы предположительно то ли Фидия то ли Праксителя, которую я видела в куче книг про Грецию. Живьем она оказалась еще красивше.

Тоже известная скульптура мастерской Праксителя. Эта с глазиками. В бронзовые статуи глазики вставлялись, а мраморным их рисовали.

Очень многие бронзовые скульптуры нашли на дне моря, в обломках затонувших кораблей, и они сохранились еще лучше тех, что найдены на земле или под землей.

А еще у бронзовых статуй мужского полу сохранились, в отличии от мраморных, пиписки. Такое впечатление, что мраморным их специально поотбивали:))

Хорошо, что многие экспонаты хранятся в местных музеях, а то страшно представить, каких бы размеров был афинский музей. И вообще, по моему скромному мнению, где чего откопали, пусть оно там и хранится.

Целые залы заставлены надгробными памятниками, многие с древнего афинского кладбища Керамик.

Было принято на памятниках изображать умершего за его привычными или профессиональными занятиями.

Музей очень большой и очень интересный, но обойти его весь и почитать все подписи под экспонатами - недели не хватит. А смотреть горшки мы вовсе не пошли..

Это уменьшенная копия статуи Афины работы Фидия из золота и слоновой кости (хризоэлефантинной), которая стояла в Парфеноне на Акрополе. На щите у нее голова Медузы Горгоны, а на руке она держит Нику, богиню победы, которая была размером в человеческий рост.

Почти все в грецких музеях можно фотографировать, но без вспышки и без людей почему-то. В который раз удивляюсь грекам.

Афины - один из самых древних городов земли. Древнейшая часть находится на Акрополе, что означает "верхний, вершинный город". Назван так в честь дочери Зевса Афины, богини мудрости.

По преданию Посейдон и Афина поспорили за право быть покровителем города и Зевс решил, что им будет тот, кто сделает луший дар его жителям. Афина подарила оливковое дерево, а Посейдон (странный парень) - источник с соленой водой. Поэтому был отправлен в сад.

До Тезея, который не только навалял Минотавру, но и объединил всю Аттику, Афины были довольно занюханным городишкой.

Вместо того, что подниматься к Акрополю по правильному маршруту, то есть по Панатинейской дороге, по которой шли участники шествия на празднике в честь Афины, мы с выпученными глазами забегали среди руин и забрели в Римскую Агору.

Римская Агора - это новая торговая площадь построенная римлянами.

Это башня ветров, построенная сирийским астрономом, внутри которой находились государственные водяные часы (клепсидра), а снаружи солнечные.

Греки построились очень хитро: акрополь отовсюду видно, но пока найдешь, как к нему подобраться!

А уж пока на него вскарабкаешься!

Когда ползешь на Акрополь, кажется, что взбираешься на Олимп, а тут еще эти ступеньки, явно предназначенные для того, чтоб взбирающийся почувствовал себя совершенно ничтожной личностью. Хитрые греки специально построили эти ворота (пропилеи) с таким рассчетом. Даже центральный вход был здоровенным - для богов. Народ заходил в боковые входы поменьше.

И вот когда ты потнючий и запыхавшийся заходишь на Акрополь - Парфенон! Ощущение такое, как будто чем-то стукнули по башке. Стоишь и втыкаешь..

Парфенон - это храм Афины-девы (Парфенос). Как сказал Орел: "Целкодом". Он был построен во время правления Перикла и украшен барельефами работы Фидия. Только на одном фризе было около 500 скульптур. Размер основания 69,5 на 30,9 м.

Во всем здании сохранены пропорции золотого сечения. Построено все очень хитро: средние колонны стоят выше крайних и чуть наклонены внутрь, поэтому, если их продолжить, в небе они сходятся в одной точке, ближе к краю колонны стоят просторнее. То есть применена оптическая коррекция, исправляющая искажения перспективы.

К сожалению от украшений почти ничего не осталось: некий лорд Элджин - посол Великобритании еще во время правления турков спер все, что ему понравилось и украсил свою дачку.

Но через некоторое время продал все британскому музею, видимо, поиздержался, мудак. Когда греки попросили вернуть спертое взад, мудаки-англичане отказались.

Сова и олива - это символ Афины. Такая вот стоит перед входом в музей Акрополя.

Еще один храм на Акрополе - Эрехтейон. При его строительстве колонны первый раз заменили тетками - кариатидами. Делал их Фидий и среди них нет одинаковых. Одну, правда, спер тот же тупой мудак-англичанин. Вместо нее поставили копию.

А потом и все заменили на копии, чтоб не портились. Кариатиды изображают девушек - участниц Панатинейского шествия, несущих корзины с фруктами.

Эрехтейон - это три в одном, то есть три храма под одной крышей. Святилище Посейдона, святилище Афины-Полиады (градостроительницы) и храм двух мифических афинских царей - Эрехтея и Кекропа.

На самом деле все, что есть на Акрополе, реконструировано. Например, Парфенон полностью развалился, когда в него прицельно пульнули венецианцы. А умные турки устроили там пороховой склад.

А в Эрехтейоне у турецкого коменданта был гарем. Судя по всему, маленький, иначе бы его разместили в Парфеноне.

С Акрополя виден Гефестион (не путать с педаристическим приятелем Александера Македонского), храм бога ремесел Гефеста, потому что в этом квартале жили ремесленники. Его еще называют Тезейон, потому что он украшен изображениями подвигов Тезея.

Развалины храма Зевса. Мы решили, что духовно не обеднеем если не увидим еще три с половиной колонны.

Холмы Нимф и Муз. Они же Холмы Пникс и Филопаппа. На Пниксе (переводится как давка) проводилось народное собрание. Филопапп был последним принцем царства Коммаген. Римляне сослали его в захолустные тогда Афины, где он потратил часть своего немалого состояния на благоустройство города, за что афиняне поставили ему памятник.

Театр Герода Аттика, марафонского богача, римского консула и наставника Марка Аврелия. Вмещает 5 тыс. зрителей и до сих пор действует.

Театр Диониса. Вмещал до 17 тыс. зрителей. Здесь проходили еще в древности праздники в честь Диониса.

Сползши с Акрополя мы оказались на древней Агоре, то есть рыночной площади. Очень кстати, потому что я все время ныла, ну где же мол Агора, а Орел отвечал, что где-то он ее видел.

Там же находится Стоя Аттала - что-то вроде древнего торгового центра, который подарил Афинам Пергамский царь Аттал. Пергам - это царство в Малой Азии. (Сейчас Турция, возле Измира).

А я пожалела, что там больше нет торгового центра, потому что шоппинга хотелось нестерпимо.

И тут загадочная грецкая душа опять меня порадовала. Японец хотел запечатлиться рядом со статуей и растопырил руки в разные стороны. прибежала гречиха и сказала, что фоткаться можно, но руки держать по швам!

Стоя в общем тоже плохо сохранилась, но добрые америкосы ее полностью отстроили в 50х годах.

Гефестион - лучший по сохранности древнегрецкий храм в мире. Сохранился так хорошо потому, что в нем была до 19го века христианская церковь (хм, отдает чем-то еретическим).

По сравнению с Парфеноном выглядит просто игрушечным.

На Керамикос мы посмотрели издалека, потому что все красивое с него давно в Национальном музее. К тому же греки начали по своему обыкновению свистеть в свисток, и я испугалась, что у меня майка опять некузявая.

В старом квартале возле Акрополя - Плаке я дорвалась-таки до шоппинга. Эх, и сказать-то о нем нечего: дорого и ничего особенного. Зато латте на Плаке душевный, чего не скажешь о еде.

Поскольку ходили мы по ювелирным магазинам и еще искали шлём Свете, то Орел к концу шоппинга практически потерял человеческий облик.

На обратном пути мы совершенно случайно наткнулись на русскую православную церковь.

И на здание Парламента. На нем барельеф с изображением воина в древнегрецких доспехах и цитата из речи Перикла к афинянам. Но главная достопримечательность - это гвардейцы в юбках и в башмаках с гигантскими помпонами. А еще говорят загадочная русская душа..

По дороге мы видели еще несколько красивых зданий, но сил их осматривать уже не было.

Это, по-видимому, здание Национальной библиотеки. Здание современное, но в античном стиле. На колоннах статуи Аполлона - покровителя исскуств и Афины.

Афина в своей воинствующей ипостаси - Промахос. Такая же бронзовая статуя высотой 9м. стояла на Акрополе.

Очень мне понравилось отношение к собакам, которые везде гуляют, забредают в рестораны и кафе, никто их не гонит. По социальной программе бродячих собак не убивают, а кастрируют и возвращают на улицу.

Афины называют самой некрасивой европейской столицей, потому что двух-трехэтажные старинные домики, как на Плаке, посносили и понастроили бетонных коробок.

И действительно, кроме исторического центра домики страшненькие и одинаковые.

Зелени мало, шумно, много машин. Если сравнивать с Киевом, то не в пользу Афин, однозначно.

Орлу город не понравился, а мне понравился ужасно, и, пожалуй, то, что я видела в Афинах, на меня произвело самое большое впечатление.

Вернулись мы поздно и так устали, что даже не пошли квасить или подъедать. Покормили тузиков и пошли паковать груду грязного шмотья.